Инвестиции в кино

Инвестиции в кино

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В киноиндустрии сегодня крутятся огромные деньги. Поэтому, в сегодняшней статье хочу разобрать интересный вопрос о том, как работают инвестиции в кино и выгодны ли они.

Создание и продвижение фильмов — это очень прибыльный бизнес. Наверное, многие из нас слышали о том, какие астрономические гонорары у западных деятелей киноиндустрии.

Не хуже обстоят дела и с отечественным кинематографом. Михалковский «Фонд кино» раз за разом осваивает очередной миллиард, шлёпая свои поделки. В то же время, к примеру, талантливые питерские мультипликаторы успешно выходят на европейские рынки с «Малышариками».

Самые коммерчески-успешные проекты мировой и российской киноиндустрии*

Мировые проекты Доходы Российские проекты Доходы
Аватар (2009) $ 2 788 млн. Сталинград (2013) $ 68 млн.
Титаник (1997) $ 2 185 млн. Легенда №17 (2013) $ 67 млн.
Звёздные войны: эпизод 7 (2015) $ 2 053 млн. Фантом (2011) $ 64 млн.
Мир юрского периода (2015) $ 1 670 млн. м/ф Девять (2009) $ 48 млн.
Мстители (2012) $ 1 520 млн. Дневной дозор (2005) $ 39 млн.

* — указаны доходы только от кассовых сборов и просмотров.

Сразу хочется сделать целый ряд комментариев по российской части.  В первую очередь, отмечу, что пятую строчку наравне с «Дозором», делит проект «Смешарики» / «Малышарики». Причём, мультсериалу удалось заработать ещё вчетверо большую сумму от продажи сопутствующих брендовых товаров.

Также, сразу бросается в глаза, что трое из пяти лидеров созданы при участии талантливого казахского режиссера/продюсера Тимура Бекмамбетова.

Ну а первое место по сборам среди российских фильмов заслужено исключительно за счёт маркетинга. Бондарчук запустил беспрецедентную рекламную компанию, на которую было потрачено больше чем на съемки. Как следствие — оценки профессиональных критиков у лидера отечественного кинопроката намного хуже, чем у следующей четвёрки фильмов. Однако, не хотелось бы дальше углубляться в критику нашего кино.

Этапы развития кинопроекта

И, прежде чем описать возможные способы эффективно вложения денег в кинопродукты, опишу вкратце ключевые этапы в создании фильма. Их всего два. И от каждого из них критически зависит коммерческий успех.

Девелопмент

Собственно говоря, речь идёт о процессе съёмок. Сюда входит весь цикл работы продюсера. Девелопмент начинается от появления идеи и создания сценария фильма и заканчивается итоговым монтажом и предпоказной финализацией киноленты.

Как правило, на этом этапе формируется большая часть затрат на фильм. Сценарий, декорации, авторские права, актёрские гонорары, работа технических специалистов — всё это может стоить очень дорого. Кроме того, на этом этапе определяется маркетинговая стратегия.

В этом деле каждый фактор важен. Вот примеры из наиболее бюджетных фильмов:

  • Седьмой эпизод «Звёздных войн» окупился уже в первый уик-энд. И не важно, какого качества был бы этот фильм. Ожидания и спрос изначально были заоблачными из-за успеха предыдущих фильмов серии. Так что, фильм окупился бы, даже если все 240 минут условный магистр Йода отгадывал бы кроссворд.
  • Тоже самое можно сказать про каждую из частей «Властелина Колец» или «Хоббита» или Гарри Поттера. Успех каждого из этих фильмов был гарантирован уже после заключения договорённостей с представителями авторов соответствующих книг-бестселлеров.
  • Зачастую, касса фильма зависит и от актёрского состава. После «Титаника», каждый из фильмов с участием Леонардо Ди Каприо окупился с лихвой. А многие из этих фильмов сами по себе стали культовыми. Тут остаётся лишь поздравить новоиспечённого оскароносца.
  • «Сталинград» — это яркий пример успешной рекламной компании. Абсолютно средний фильм стал наиболее прибыльным в истории российского кино.

Таким образом, инвестор должен оценивать все составляющие при девелопменте фильма. Если говорить о совокупном бюджете фильма, то иногда лучше переплатить и получить потом вдвойне, чем сэкономить и не окупить вложения.

Дистрибьюция

Дистрибуция — это распространение киноленты по различным каналам. Всего этих каналов выделяют четыре. Причём, как правило, распространение происходит не одновременно, а последовательно.

  1. Кино-производители стараются быть экономными. К примеру, декорации замка, в которым снимался "Гарри Поттер" использовались ещё в 32 кинолентах.

    Совы — это ещё один вариант эффективной дистрибьюции 🙂 (нажмите для увеличения, в описании будет интересное примечание)

    Прежде всего идёт показ в кинотеатрах. В подавляющем большинстве случаев основной доход приносят именно кинопоказы. Причём, есть не мало случаев, когда все затраты окупались уже за первую неделю после выхода фильма.

  2. Далее начинается продажа компакт-дисков с фильмами. Я лично считаю, что CD — уже уходят в историю и сам последний раз покупал диск в 2014 году. Да и то для PlayStation. Как показывает статистика, доходы от продаж CD ежегодно падают. Тем не менее, этот канал дистрибьюции ещё используется.
  3. После этого, права на показ фильма продаются телеканалам. Если фильм качественный и популярный, то это происходит через 4-6 месяцев после премьеры. В то же время, шлак могут показывать уже через 1-3 месяца.
  4. В последнюю очередь, права на показ продаются интернет сервисам типа ivi или zoomby. Обычно, это происходит через 5-6 месяцев после премьеры. Но, иногда, показ фильма в интернете начинается даже раньше, чем продажа CD.

Кстати, исходя из порядка распространения кинолент, можно чётко отследить появление пиратских версий. Вначале мы видим снятые из кинотеатра экранки с плохой картинкой и звуком (так называемые CAMRip). Затем появляются более качественные DVDScr, DVDRip и самые качественные — BDRip (копии высокой чёткости с Blue Ray дисков).

Несомненно, все каналы распространения фильмов важны. В то же время, по моим подсчётам, кинотеатры приносят 87% выручки (в среднем). А если в кинотеатрах картина успешна, то успешными будут и продажи дисков, не говоря уже о ТВ-рейтингах.

Как инвестировать в кино

На постсоветском пространстве инвестиции в кино пока распространены плохо. И зарабатывают на этом виде искусства по большей части только Михалков с Бондарчуком. Тем не менее, возможности для нас с Вами тоже есть.

Инвестиции в кино через паевые инвестиционные фонды

Первые ПИФ, предлагавшие инвесторам профинансировать кинопроект появился ещё в 2010 году. А до этого момента,  фильмы финансировались лишь крупными продюссерскими центрами уровня «Warner Bros.» или «Двадцатый век Fox»). Частному инвестору вход в такие проекты, как правило, был закрыт.

proekt-malishariki

«Малышарики» — новый проект от создателей «Смешариков». За пару месяцев мультики уже просмотрели 4,5 млн. раз. Рекомендую детям! (нажмите для просмотра)

Первый подобный ПИФ в России появился в 2012-м. Фонд был создан дочерней компанией «Сбербанка» для финансирования полнометражного мультика про «Смешариков». К сожалению, проект оказался убыточным, и, из вложенных $10 миллионов инвесторам вернулось чуть меньше 88%.

Тем не менее, были и прибыльные проекты. К примеру, пайщики, финансировавшие «Сталинград» получили по 128% прибыли. Интересно, что в каждом из упомянутых проектов участвовал Фёдор Бондарчук. 🙂

Да, кстати, сейчас начали появляться фонды, собирающие сразу на несколько фильмов. Это отличная возможность снизить инвестиционные риски за счёт диверсификации. Если в прокате провалиться один фильм, то другие могут перекрыть убытки.

Таким образом, инвестиции в кино через паевые инвестиционные фонды могут быть очень выгодны. Проблема лишь в том, что этих фондов пока маловато. А многие из них, вообще, закрытые (для заранее определённого круга лиц). Так что, отследить открытие кино-ПИФа можно, если просматривать сводки бизнес-СМИ и аналитических агентств.

Инвестиции в акции кинокомпаний

Массовое кинопроизводство требует огромных ресурсов. Поэтому, как правило, бывает просто нереально профинансировать хороший фильм напрямую. Но есть другой вариант. В ожидании выхода нового блокбастера можно вложиться в акции кинокомпании-продюсера.

Важнейшие кинокомпании и их ценные бумаги

Название компании Культовые фильмы Где торгуется Символ на бирже Цена одной акции (на 8 марта 2016)
The Walt Disney Company* «Корпорация монстров», серии «Железный человек», «Звёздные войны» американская NYSE DIS $98,37
21st Century Fox «Аватар», «Ледниковый период», «Симпсоны», серия «Люди Икс» американская NASDAQ FOXA $27,64
DreamWorks Animation серии м/ф «Шрэк», «Мадагаскар», «Кунг-Фу Панда» американская NASDAQ DWA $26,12
Viacom** «Форест Гамп», «Крёстный отец», «Трансформеры», «Титаник» американская NASDAQ VIA $44,71
Time Warner*** серии фильмов «Властелин колец», «Хоббит», «Гарри Поттер» американская NYSE TWX $68.50

* — компания также владеет известными киностудиями Pixar, Lucasfilm и TriStar.
** — компания владеет известными киностудиями Paramaunt Pictures и Nickelodion.
*** — компания владеет известными киностудиями Warner Bros. и New Line Cinema.

В самом конце января студия DreamWorks выпустила новых м/ф "Кунг-Фу Панда 3". Успех мультика очень чётко можно проследить по 20% росту акций компании за последние полтора месяца.

В самом конце января студия DreamWorks выпустила новых м/ф «Кунг-Фу Панда 3». Успех мультика очень чётко можно проследить по 20% росту акций компании за последние полтора месяца.

Если говорить об акция российского кинопрома — то это боль и унижение. Ведущие кино-девелоперы России это:

  • Централ Партнершип, которое, наряду с рядом центральных телеканалов принадлежит «Газпром-медиа», а через него «Газпромбанку», и акции выкупить нельзя.
  • Мосфильм, который вообще является государственным унитарным предприятием, а значит, все россияне могут в него и так инвестируют, когда платят налоги.

Таким образом, рекомендую рассматривать в качестве инвестиций только всемирно известные кинокомпании. Ну, а если есть желание помочь отечественным кинематографистам, то, к примеру Олег Куваев из киностудии «мульт.ру» всегда готов принять пожертвования. 🙂

Инвестиции в кино-стартапы

Порой бывает, что у группа энтузиастов созрела идея создания отличного фильма. Но, по тем или иным причинам, крупные продюсеры не готовы финансировать проект. Или же, сами эти энтузиасты хотят больше независимости.

В таком случае, сбор инвестиций проводиться в качестве стартапа. А в качестве формата привлечения средств, чаще всего применяется краудфандинг.

К примеру, за счёт краудфандинга была в значительной части профинансирован и выпущен в прокат фильм «Железное небо». Инвесторы вложили в проект около €1 000 000, и не прогадали. Фильм получился на любителя, но он окупился и даже принёс 15% прибыли.

Я слышал и про более прибыльные проекты. Однако, чтобы эффективно вложиться, нужно отслеживать кино-проекты на краудфандинговых площадках и тщательно подходить к их оценке. Благо, с каждым годом таких проектов всё больше.

 

Подводя итог статьи, хочу сказать следующее. Кино — это искусство. Иногда, самые затратные ленты могут не выстрелить. А иной раз, картина, на которую никто не ставил очаровывает сотни миллионов людей по всему миру.

В любом случае, за такими инвестициями интересно наблюдать и в прямом и в переносном смысле. Так что, инвестиции в кино вполне можно рассматривать как выгодный вариант для диверсификации своего портфеля.

Буду благодарен Вашим вопросам или Вашему мнению про инвестиции в кино в комментариях.

Желаю всем прибыльных инвестиций!

Поделитесь в соцсетях

  • Евгений Заварзин

    Интересная тема. Скажите, какой минимум для инвестиций через акции и паевые инвест фонды? На 50 000 руб что-то имеет смысл пытаться?

    • Действительно интересная. Идея сделать обзор была уже давно. И вот теперь удалось её реализовать)))
      На 50 000 можно торговать акциями (проще всего — через брокера). ПИФы зачастую имеют более высокий входной порог. Хотя, многие устанавливают минимальную планку как-раз в 50 000 рублей.

      • Mark II

        Обзор получился занятный. А какие кстати брокеры работают с бумагами голивудских контор?

        • Хороший вопрос. На самом деле — многие. Из тех, на кого я делал обзоры — FXPro и AMarkets — совершенно точно.

      • Евгений Заварзин

        Спасибо что пояснили. Дороговато стало кино нынче.

        • Искусство требует жертв 🙂

  • Анна-на-шее

    Сразу бросилась в глаза разница по сборам рос и амер фильмов. Я не думала даже, что она будет такой большой. Надо срочно догонять Голливуд)))

    • Да. Тут на лицо системный кризис. Хотя, наверняка, в стране с 140-миллионным население свои гении кинематографа тоже должны быть.
      Кстати, часть проблем связана именно с тем, что инвестирование в кино у нас не развито. Денег на реализацию проектов взять не где. Даже, если проекты классные.

      • Анна-на-шее

        Бекмамбетов — наше все!))) А вообще, наше кино похоже на один сплошной хайп))

  • Pingback: Портфель и итоги второй недели марта 2016()