Здравствуйте, уважаемые читатели!
В киноиндустрии сегодня крутятся огромные деньги. Поэтому, в сегодняшней статье хочу разобрать интересный вопрос о том, как работают инвестиции в кино и выгодны ли они.
Создание и продвижение фильмов — это очень прибыльный бизнес. Наверное, многие из нас слышали о том, какие астрономические гонорары у западных деятелей киноиндустрии.
Не хуже обстоят дела и с отечественным кинематографом. Михалковский «Фонд кино» раз за разом осваивает очередной миллиард, шлёпая свои поделки. В то же время, к примеру, талантливые питерские мультипликаторы успешно выходят на европейские рынки с «Малышариками».
Самые коммерчески-успешные проекты мировой и российской киноиндустрии*
Мировые проекты | Доходы | Российские проекты | Доходы |
---|---|---|---|
Аватар (2009) | $ 2 788 млн. | Сталинград (2013) | $ 68 млн. |
Титаник (1997) | $ 2 185 млн. | Легенда №17 (2013) | $ 67 млн. |
Звёздные войны: эпизод 7 (2015) | $ 2 053 млн. | Фантом (2011) | $ 64 млн. |
Мир юрского периода (2015) | $ 1 670 млн. | м/ф Девять (2009) | $ 48 млн. |
Мстители (2012) | $ 1 520 млн. | Дневной дозор (2005) | $ 39 млн. |
* — указаны доходы только от кассовых сборов и просмотров.
Сразу хочется сделать целый ряд комментариев по российской части. В первую очередь, отмечу, что пятую строчку наравне с «Дозором», делит проект «Смешарики» / «Малышарики». Причём, мультсериалу удалось заработать ещё вчетверо большую сумму от продажи сопутствующих брендовых товаров.
Также, сразу бросается в глаза, что трое из пяти лидеров созданы при участии талантливого казахского режиссера/продюсера Тимура Бекмамбетова.
Ну а первое место по сборам среди российских фильмов заслужено исключительно за счёт маркетинга. Бондарчук запустил беспрецедентную рекламную компанию, на которую было потрачено больше чем на съемки. Как следствие — оценки профессиональных критиков у лидера отечественного кинопроката намного хуже, чем у следующей четвёрки фильмов. Однако, не хотелось бы дальше углубляться в критику нашего кино.
Этапы развития кинопроекта
И, прежде чем описать возможные способы эффективно вложения денег в кинопродукты, опишу вкратце ключевые этапы в создании фильма. Их всего два. И от каждого из них критически зависит коммерческий успех.
Девелопмент
Собственно говоря, речь идёт о процессе съёмок. Сюда входит весь цикл работы продюсера. Девелопмент начинается от появления идеи и создания сценария фильма и заканчивается итоговым монтажом и предпоказной финализацией киноленты.
Как правило, на этом этапе формируется большая часть затрат на фильм. Сценарий, декорации, авторские права, актёрские гонорары, работа технических специалистов — всё это может стоить очень дорого. Кроме того, на этом этапе определяется маркетинговая стратегия.
В этом деле каждый фактор важен. Вот примеры из наиболее бюджетных фильмов:
- Седьмой эпизод «Звёздных войн» окупился уже в первый уик-энд. И не важно, какого качества был бы этот фильм. Ожидания и спрос изначально были заоблачными из-за успеха предыдущих фильмов серии. Так что, фильм окупился бы, даже если все 240 минут условный магистр Йода отгадывал бы кроссворд.
- Тоже самое можно сказать про каждую из частей «Властелина Колец» или «Хоббита» или Гарри Поттера. Успех каждого из этих фильмов был гарантирован уже после заключения договорённостей с представителями авторов соответствующих книг-бестселлеров.
- Зачастую, касса фильма зависит и от актёрского состава. После «Титаника», каждый из фильмов с участием Леонардо Ди Каприо окупился с лихвой. А многие из этих фильмов сами по себе стали культовыми. Тут остаётся лишь поздравить новоиспечённого оскароносца.
- «Сталинград» — это яркий пример успешной рекламной компании. Абсолютно средний фильм стал наиболее прибыльным в истории российского кино.
Таким образом, инвестор должен оценивать все составляющие при девелопменте фильма. Если говорить о совокупном бюджете фильма, то иногда лучше переплатить и получить потом вдвойне, чем сэкономить и не окупить вложения.
Дистрибьюция
Дистрибуция — это распространение киноленты по различным каналам. Всего этих каналов выделяют четыре. Причём, как правило, распространение происходит не одновременно, а последовательно.
Совы — это ещё один вариант эффективной дистрибьюции 🙂 (нажмите для увеличения, в описании будет интересное примечание) Прежде всего идёт показ в кинотеатрах. В подавляющем большинстве случаев основной доход приносят именно кинопоказы. Причём, есть не мало случаев, когда все затраты окупались уже за первую неделю после выхода фильма.
- Далее начинается продажа компакт-дисков с фильмами. Я лично считаю, что CD — уже уходят в историю и сам последний раз покупал диск в 2014 году. Да и то для PlayStation. Как показывает статистика, доходы от продаж CD ежегодно падают. Тем не менее, этот канал дистрибьюции ещё используется.
- После этого, права на показ фильма продаются телеканалам. Если фильм качественный и популярный, то это происходит через 4-6 месяцев после премьеры. В то же время, шлак могут показывать уже через 1-3 месяца.
- В последнюю очередь, права на показ продаются интернет сервисам типа ivi или zoomby. Обычно, это происходит через 5-6 месяцев после премьеры. Но, иногда, показ фильма в интернете начинается даже раньше, чем продажа CD.
Кстати, исходя из порядка распространения кинолент, можно чётко отследить появление пиратских версий. Вначале мы видим снятые из кинотеатра экранки с плохой картинкой и звуком (так называемые CAMRip). Затем появляются более качественные DVDScr, DVDRip и самые качественные — BDRip (копии высокой чёткости с Blue Ray дисков).
Несомненно, все каналы распространения фильмов важны. В то же время, по моим подсчётам, кинотеатры приносят 87% выручки (в среднем). А если в кинотеатрах картина успешна, то успешными будут и продажи дисков, не говоря уже о ТВ-рейтингах.
Как инвестировать в кино
На постсоветском пространстве инвестиции в кино пока распространены плохо. И зарабатывают на этом виде искусства по большей части только Михалков с Бондарчуком. Тем не менее, возможности для нас с Вами тоже есть.
Инвестиции в кино через паевые инвестиционные фонды
Первые ПИФ, предлагавшие инвесторам профинансировать кинопроект появился ещё в 2010 году. А до этого момента, фильмы финансировались лишь крупными продюссерскими центрами уровня «Warner Bros.» или «Двадцатый век Fox»). Частному инвестору вход в такие проекты, как правило, был закрыт.

Первый подобный ПИФ в России появился в 2012-м. Фонд был создан дочерней компанией «Сбербанка» для финансирования полнометражного мультика про «Смешариков». К сожалению, проект оказался убыточным, и, из вложенных $10 миллионов инвесторам вернулось чуть меньше 88%.
Тем не менее, были и прибыльные проекты. К примеру, пайщики, финансировавшие «Сталинград» получили по 128% прибыли. Интересно, что в каждом из упомянутых проектов участвовал Фёдор Бондарчук. 🙂
Да, кстати, сейчас начали появляться фонды, собирающие сразу на несколько фильмов. Это отличная возможность снизить инвестиционные риски за счёт диверсификации. Если в прокате провалиться один фильм, то другие могут перекрыть убытки.
Таким образом, инвестиции в кино через паевые инвестиционные фонды могут быть очень выгодны. Проблема лишь в том, что этих фондов пока маловато. А многие из них, вообще, закрытые (для заранее определённого круга лиц). Так что, отследить открытие кино-ПИФа можно, если просматривать сводки бизнес-СМИ и аналитических агентств.
Инвестиции в акции кинокомпаний
Массовое кинопроизводство требует огромных ресурсов. Поэтому, как правило, бывает просто нереально профинансировать хороший фильм напрямую. Но есть другой вариант. В ожидании выхода нового блокбастера можно вложиться в акции кинокомпании-продюсера.
Важнейшие кинокомпании и их ценные бумаги
Название компании | Культовые фильмы | Где торгуется | Символ на бирже | Цена одной акции (на 8 марта 2016) |
---|---|---|---|---|
The Walt Disney Company* | «Корпорация монстров», серии «Железный человек», «Звёздные войны» | американская NYSE | DIS | $98,37 |
21st Century Fox | «Аватар», «Ледниковый период», «Симпсоны», серия «Люди Икс» | американская NASDAQ | FOXA | $27,64 |
DreamWorks Animation | серии м/ф «Шрэк», «Мадагаскар», «Кунг-Фу Панда» | американская NASDAQ | DWA | $26,12 |
Viacom** | «Форест Гамп», «Крёстный отец», «Трансформеры», «Титаник» | американская NASDAQ | VIA | $44,71 |
Time Warner*** | серии фильмов «Властелин колец», «Хоббит», «Гарри Поттер» | американская NYSE | TWX | $68.50 |
* — компания также владеет известными киностудиями Pixar, Lucasfilm и TriStar.
** — компания владеет известными киностудиями Paramaunt Pictures и Nickelodion.
*** — компания владеет известными киностудиями Warner Bros. и New Line Cinema.

Если говорить об акция российского кинопрома — то это боль и унижение. Ведущие кино-девелоперы России это:
- Централ Партнершип, которое, наряду с рядом центральных телеканалов принадлежит «Газпром-медиа», а через него «Газпромбанку», и акции выкупить нельзя.
- Мосфильм, который вообще является государственным унитарным предприятием, а значит, все россияне могут в него и так инвестируют, когда платят налоги.
Таким образом, рекомендую рассматривать в качестве инвестиций только всемирно известные кинокомпании. Ну, а если есть желание помочь отечественным кинематографистам, то, к примеру Олег Куваев из киностудии «мульт.ру» всегда готов принять пожертвования. 🙂
Инвестиции в кино-стартапы
Порой бывает, что у группа энтузиастов созрела идея создания отличного фильма. Но, по тем или иным причинам, крупные продюсеры не готовы финансировать проект. Или же, сами эти энтузиасты хотят больше независимости.
В таком случае, сбор инвестиций проводиться в качестве стартапа. А в качестве формата привлечения средств, чаще всего применяется краудфандинг.
К примеру, за счёт краудфандинга была в значительной части профинансирован и выпущен в прокат фильм «Железное небо». Инвесторы вложили в проект около €1 000 000, и не прогадали. Фильм получился на любителя, но он окупился и даже принёс 15% прибыли.
Я слышал и про более прибыльные проекты. Однако, чтобы эффективно вложиться, нужно отслеживать кино-проекты на краудфандинговых площадках и тщательно подходить к их оценке. Благо, с каждым годом таких проектов всё больше.
Подводя итог статьи, хочу сказать следующее. Кино — это искусство. Иногда, самые затратные ленты могут не выстрелить. А иной раз, картина, на которую никто не ставил очаровывает сотни миллионов людей по всему миру.
В любом случае, за такими инвестициями интересно наблюдать и в прямом и в переносном смысле. Так что, инвестиции в кино вполне можно рассматривать как выгодный вариант для диверсификации своего портфеля.
Буду благодарен Вашим вопросам или Вашему мнению про инвестиции в кино в комментариях.
Желаю всем прибыльных инвестиций!
Если эта статья Вам понравилась - сделайте доброе дело
Поставьте "сердечко"
Хорошая попытка, но содержит некоторые неточности. Этапы развития проекта: девелопмент и дистрибьюция. Wrong. Это только в авторских/европейских/ дотационных проектах, где всё с ног на голову так бывает. Получили деньги по заявке или по сырому сценарию, а развитие прямо на съемочной площадке. Отсюда и качество кино паршивенькое. Хороший проект должен созреть. А для созревания нужно время. В проектах студийных, в блокбастерах, отдельно девелопмент, отдельно продакшн. А следовательно и дополнительные варианты для инвестирования. И девелопмент проекта блокбастера длится порою несколько лет. Проект дозревает, обрастает нюансами, новыми линиями, конфликтами, переформирует структуру даже. А когда он созреет продюсер показывает его студии, студия дает зеленый… Подробнее »
[…] Речь в этой статье идёт о том, как можно выгодно инвестировать в сферу киноискусства. Уверен, что Вам будет интересно ознакомится с […]
Сразу бросилась в глаза разница по сборам рос и амер фильмов. Я не думала даже, что она будет такой большой. Надо срочно догонять Голливуд)))
Да. Тут на лицо системный кризис. Хотя, наверняка, в стране с 140-миллионным население свои гении кинематографа тоже должны быть.
Кстати, часть проблем связана именно с тем, что инвестирование в кино у нас не развито. Денег на реализацию проектов взять не где. Даже, если проекты классные.
Бекмамбетов — наше все!))) А вообще, наше кино похоже на один сплошной хайп))
Интересная тема. Скажите, какой минимум для инвестиций через акции и паевые инвест фонды? На 50 000 руб что-то имеет смысл пытаться?
Действительно интересная. Идея сделать обзор была уже давно. И вот теперь удалось её реализовать)))
На 50 000 можно торговать акциями (проще всего — через брокера). ПИФы зачастую имеют более высокий входной порог. Хотя, многие устанавливают минимальную планку как-раз в 50 000 рублей.
Обзор получился занятный. А какие кстати брокеры работают с бумагами голивудских контор?
Хороший вопрос. На самом деле — многие. Из тех, на кого я делал обзоры — FXPro и AMarkets — совершенно точно.
Спасибо что пояснили. Дороговато стало кино нынче.
Искусство требует жертв 🙂